Стены-руины выходят на большую площадь — самую большую площадь Мамаева кургана — Площадь Героев. Большую часть площади занимает огромный бассейн в низких гранитных берегах, символизирующий Волгу, на берегу которой насмерть стояли защитники Сталинграда. По всему периметру к нему спускаются широкие ступени, образуя импровизированный амфитеатр.
С левой стороны вдоль Площади Героев вытягивается стометровая стена-знамя, вдоль которого крупными рельефными буквами нанесена фраза Василия Гроссмана: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?»
Ответ на этот вопрос находится по другою сторону Озера Слез, где возвышаются шесть монументов, раскрывающих непостижимый для захватчиков феномен Сталинградской Победы — героизм, самопожертвавание, чувство долга перед Родиной.
Перед нами двухфигурные скульптурные композиции, посвященные ставшим обычными для советских солдат сюжетам. Каждая из них воссоздает конкретные эпизоды сражений — рассказывает о солдатской дружбе, о верности воинскому долгу, об истинном героизме.
«Выстояв, мы победили смерть» — солдат тяжело ранен, но даже раненый не выпускает из рук гранату. Боевой товарищ поддерживает его, устремляясь вперед. Оба бойца готовы сражаться до конца.
«Санитарка, несущая раненого бойца» — девушка на своих плечах выносит раненого бойца с поля боя. Лицо ее полно решимости, несмотря на непосильную тяжесть груза.
«Матрос со связкой гранат и раненый солдат-пехотинец» — скульптурная композиция рассказывает о подвигах моряков в Сталинградской битве. Боевой товарищ погиб, и моряк, собрав последнюю связку гранат, бросается навстречу врагу.
«Солдат, поддерживающий раненого командира» — композиция посвящена героизму командиров, не покидающих поле боя до последнего вздоха. Поддерживаемый боевым товарищем, тяжело раненый командир до последней минуты руководит боем.
«Раненый боец и воин, подхватывающий из его рук знамя» — знаменосец убит, но боевое знамя подхватывает товарищ.
«Крах фашизма» — закономерный итог: два воина разных поколений уничтожают свастику и огромную извивающуюся гидру — символы фашизма.
В основе всех композиций — контраст двух фигур: стоящей и лежащей, напряженной, устремившейся вперед и поверженной, клонящейся вниз.
На Площади Героев, способной вместить большое количество народу, проводятся различные массовые мероприятия. Именно на Площади Героев проходил митинг-открытие мемориального комплекса, здесь принимают присягу военнослужащие, проходят патриотические мероприятия, проводятся акции «Свет Великой Победы» и «Завтра была война».
В день Победы воды Озера Слез покрыты цветами и ветвями сирени, на ступенях «амфитеатра» посетители Кургана отдыхают перед дальнейшей дорогой к «Родине-матери» — мимо подпорной стены, сквозь Зал Воинской Славы.