Реставрация «Родины-матери» идёт полным ходом

В середине октября должен начаться поэтапный разбор строительных лесов.

Вот уже четвертый месяц продолжаются работы на главном монументе Мамаева кургана — скульптуре «Родина-мать зовёт!» За это время реставраторы смогли узнать все самые потаённые секреты всемирно известной статуи. Возведя уникальные строительные леса, сотрудники «Главзарубежстроя» сантиметр за сантиметром обследовали всю поверхность монумента, задокументировав даже самые мельчайшие дефекты. Работы над их устранением продолжаются сегодня.

Большее внимание реставраторы на сегодняшний день уделяют верхним частям скульптуры — голове и рукам. Одновременно реставрация продолжается и на других ярусах, охватывая практически весь монумент. Время подгоняет — согласно графику проведения работ уже в октябре должен начаться разбор строительных лесов. Масштабное сооружение весом в 270 тонн разбирается вручную, займёт эта работа около полутора месяцев, и начнётся разбор, конечно же, именно с верхних ярусов.

Ещё одна причина особой тщательности работ именно на верхних ярусах монумента — состояние «Родины-матери». Согласно обследованию, большая часть дефектов находится именно в верхних частях статуи — на руках, шлейфах, на груди скульптуры. Нижняя часть монумента — живот и ноги «Родины-матери» — пребывают в более хорошем состоянии.

Вообще за полувековую историю монумента его поверхность буквально вся покрыта целой сеткой трещин — больших и малых. Трещины переплетаются, как бы перетекая из одной в другую, уходя в разные стороны на многие метры. Как рассказывают реставраторы, среди трещин есть даже своеобразные «чемпионы»: одна их них достигла 14-метровой длины, простираясь сверху вниз на несколько строительных уровней.

Большинство трещин нитевидные, однако встречаются и крупные, даже сквозные трещины. Каждую из них необходимо очистить, обследовать, при необходимости расшить, а затем аккуратно заделать специальным составом. Чтобы полностью заполнить трещину составом, не оставив полостей, реставраторы используют специальное устройство, называемое «пакером». С его помощью спецраствор под давлением нагнетается в полость, откуда пакер его уже не выпускает — совсем как всем известный ниппель.

До тех пор, пока раствор не застынет, пакер удерживает его. В результате обрабатываемая поверхность монумента, словно ёж, ощетинивается десятками пакеров, торчащих в разные стороны под различными углами. Рабочие называют эти процедуры «инъекциями».

В эти дни «инъекции» проводятся на самом ответственном участке — лице «Родины-матери». Как в косметическом салоне лицо статуи на глазах преображается — «подтяжки» выравнивают поверхность, которая становится более гладкой и ровной. Необычно смотрятся лишь торчащие пакеры, но через несколько дней от них не останется и следа.

Реставрация правой руки монумента, сжимающей меч, в эти дни уже близится к завершению. Все трещины и дефекты заделаны и рабочие покрывают поверхность специальным составом, который защитит скульптуру от воздействия внешней среды. Этим же раствором будет в дальнейшем покрыта вся «Родина-мать», что позволит в том числе восстановить первоначальный, «авторский» цвет монумента.

Как уже отмечалось ранее, работы продолжаются и на других, более низких ярусах «Родины-матери». Здесь также продолжается расшивка трещин, заполнение их спецраствором. Вся поверхность скульптуры напоминает здесь карту боевых действий, на которую нанесены пометки «военначальников» — специалистов-реставраторов.

Последние дни можно наблюдать монумент, полностью закрытый сеткой из строительных лесов — уже вскоре по ходу завершения работ начнётся их поэтапный демонтаж.