Проекты Мамаева кургана
Идея создания мемориала героям Сталинградской битвы именно на Мамаевом кургане пришла далеко не сразу, однако решение о самой необходимости главного монумента, посвященного битве на Волге, было принято ещё во время войны, спустя всего полтора года после окончания Сталинградской битвы. Предполагалось, что такой памятник появится на центральной площади возрождённого Сталинграда.
Уже в сентябре 1944 года комитетом по делам архитектуры при Совнаркоме СССР и Союзом советских архитекторов был объявлен конкурс на эскизный проект главной площади города Сталинграда с монументом героическим защитникам города, в центральных газетах было опубликовано сообщения ТАСС о его проведении. За лучшие проекты были назначены денежные премии от 5 до 20 тысяч рублей — немалые для военного времени суммы. Конкурс был открытым, в нём участвовали все желающие — как профессиональные архитекторы, так и энтузиасты-самоучки, желающие внести посильный вклад в увековечивании героев Сталинградской битвы.
На конкурс пришло множество работ различной степени проработанности — от готовых проектов профессиональных архитекторов до эскизов и рисунков от красноармейцев и рабочих. Зачастую эти наброски были незавершёнными мыслями и идеями своих авторов. И хотя ни один из представленных на конкурс проектов не был реализован, многие принципы и идеи участников нашли затем своё воплощение в послевоенном восстановлении Сталинграда.
Среди представленных работ можно выделить те, которые включали в проект главного памятника Сталинградской Победы музей и панораму битвы. Яркими примерами таких работ являются проекты архитектора А. Д. Алаторцева и рисунок гвардии сержанта Н. Г. Мусенко. Несмотря на огромную разницу в профессиональной подготовке, идеи авторов во многом схожи.
По проекту архитектора Алаторцева в пьедестале главного памятника героям Сталинграда должны были разместиться залы с экспонатами. На крыше зала, которая одновременно могла быть обзорной площадкой, располагалась скульптурная группа красноармейца в центре, краснофлотца с левой стороны и вооруженного рабочего — с правой. На боковых пьедесталах размещались танково-десантные группы, над входом — скульптурная группа, изображающая берег Волги, прибытие резерва, доставку боеприпасов, эвакуацию раненых. За скульптурной группой располагалась круглая ротонда панорамы «Сталинградская битва», музей и панорама соединялись «галереей героев». Перед мемориалом горит Вечный огонь.
Рисунок гвардии сержанта Николая Григорьевича Мусенко во многом похож на проект архитектора Алаторцева — в основании памятника расположены музей и панорама, крыша выполнена в виде огромного земного шара, на котором золотой звездой отмечен Сталинград. На земном шаре стоит красноармеец, держащий в руках знамя с изображениями Ленина и Сталина.
Некоторые проекты шли ещё дальше, представляя памятник Сталинградскому сражению в виде большого мемориального комплекса. Примером подобных работ является проект французского архитектора Кормье «Самая крупная победа всех времен». Мемориал героям Сталинградской битвы в видении архитектора представлял собой комплекс из пяти музейных зданий, расположенных как лучи пятиконечной звезды, в центре которой высится 200-метровый меч, пронзающий немецкую каску.
Масштабность мемориала по мнению автора должна подчёркивать значение Сталинградской победы. «Имя Сталинград должно быть увековечено в истории памятником, достойным его величия», — писал Кормье в пояснительной записке.
Из всех конкурсных работ следует также выделить проект архитектора Андрея Константиновича Бурова, представившего проект мемориала «Сталинградская эпопея». Этот пространственный комплекс по замыслу автора должен располагаться за городом, в широких просторах приволжских степей.
Мемориал архитектора Бурова представляет собой симметричную композицию, все элементы которой оказываются нанизанными на единую ось. От Волги к зданию музея поднимается двухпролётная лестница с пандусами, завершающаяся триумфальной аркой. От арки в сторону здания ведёт аллея тополей, по обеим сторонам от которой размещены рощи с круглым и прямоугольным водоемами. Аллея переходит в «дорогу героев», которая ведет сквозь останки разрушенных зданий. Приближаясь к центру комплекса, аллея пересекает автодорогу по эстакаде.
Главный монумент мемориала — 150-метровая пирамида, наверху которой горит Вечный огонь. Длина основания постройки — 236 метров, она состоит из 19 уступов, высота каждого из которых 8 метров. Боковые поверхности уступов покрыты фризами с воинской символикой, которые чередуются со скульптурными изображениями человеческих рук с автоматами. Для каркаса сооружения предполагалось использовать металл, отлитый из трофейных орудий и танков, а также прочные блоки кораллового стекла с орнаментальным рельефом. Внутри пирамиды — залы реликвий, документов, трофеев, зал присяги, художественная галерея и библиотека.
Стоит отметить, что проект Бурова — первый из вариантов организации Сталинградского мемориала, в котором используется система отдельных композиционных звеньев, нанизанных на единую ось. Именно эту идею, а также некоторые другие детали впоследствии использовал в своем проекте памятника-ансамбля на Мамаевом кургане Евгений Вучетич.
Были и совершенно фантастические проекты: так, предложение А. В. Черкасова из воинской части 706000А предполагало строительство единого города-памятника, заключенного в пирамиду. Каждый из её уровней предполагал свою «специфику»: основании такой пирамиды лежал узел транспортных путей, выше находилась ГЭС, обеспечивающая город электроэнергией. Внутреннюю часть города-пирамиды занимали производственно-хозяйственными сооружения, во внешней части располагались жилищно-культурные зоны. На вершине пирамиды в виде земного шара размещался аэропорт. Ещё выше из земного шара был поднят мощной рукой вертикально стоящий меч, вершина которого венчала пятиконечная звезда.